Гидроизоляция мостов: задачи и готовые решения от «Химтраст»

11
7 минут на чтение
Содержание:

Гидроизоляция мостов в значительной степени способствует их надёжности и долговечности. Современные технологии защищают все части конструкции от коррозии и разрушения. Расскажем, как подобрать оптимальную гидроизоляцию для мостовых конструкций, и какие гидроизоляционные материалы «Химтраст» успешно прошли испытания для защиты мостов. 

Роль гидроизоляции в обеспечении безопасности и продлении срока службы мостовых конструкций

Железнодорожные и автомобильные мосты, городские эстакады круглый год подвергаются атмосферным воздействиям. Дожди, снегопады, перепады температур, соли-антиобледенители влияют на железобетонные и металлические элементы конструкции.

Проникновение, накопление, цикличное замерзание и оттаивание воды в порах бетона приводит к развитию патогенной микрофлоры, образованию трещин, постепенному разрушению. Коррозия на металлических закладных или несущих балках снижает несущую способность и прочность конструкций мостовых сооружений.

Некоторые из этих процессов на начальной стадии могут происходить незаметно, что увеличивает риски для людей и инфраструктуры. Именно поэтому устройство гидроизоляции мостов — ключевой аспект их долговечности, а главное — безопасности.

Правильная гидрозащита позволяет обеспечить длительный срок эксплуатации дорогостоящего объекта, сохранить его эстетичный вид, сократить расходы на обслуживание. Существует несколько технологий гидроизоляции опор моста и других его конструктивных элементов — заглубленных в грунт и пролётных строений.

Требования к гидроизоляции (ГИ):

  • совместимость с основанием и высокая адгезия к нему — её компоненты не должны способствовать разрушению бетона или металла;
  • стойкость к температуре при укладке горячего и литого асфальтобетона;
  • морозостойкость, эластичность — для компенсации динамических нагрузок или естественных колебаний;
  • бесшовность, чтобы обеспечивать герметичность в местах соединений частей конструкции.

Гидроизоляция мостов: материалы

Существует несколько видов ГИ, каждый из которых подходит для определённых условий и типов конструкций.

Вот основные из них:

  • Битумные мастики и рулонные материалы — проверенные временем решения. Они легко наносятся, обеспечивают хорошую гидрозащиту. Такие материалы отлично подходят для гидроизоляции опор и настила мостов, особенно там, где требуется быстрое, надёжное покрытие.
  • Полимерные мембраны, например из поливинилхлорида (ПВХ), термопластичного полиолефина (ТПО) или EPDM. Отличаются высокой эластичностью, устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Подходят для разных климатических условий.
  • Жидкие гидроизоляционные материалы — полиуретановые покрытия, акрилатные составы, эпоксидные смолы. Создают бесшовный гидрофобный слой, что значительно снижает риск проникновения воды через стыки. Такие составы легко наносятся, быстро отверждаются.
  • Цементные или битумно-цементные смеси хорошо подходят для защиты железобетонных конструкций. Обеспечивают прочное покрытие, хорошую адгезию к основанию.
  • Полимочевина (ПМ) — современный двухкомпонентный материал. Обладает высокой прочностью, эластичностью, адгезией к разным основаниям. ПМ не деформируется при колебаниях конструкции, обеспечивает долговременную защиту от проникновения влаги.

Требования к устройству гидроизоляции мостов, а точнее разных его частей, отличаются. Собрали в таблицу особенности и рекомендованные материалы.

Конструктивный элемент Особенности ГИ Рекомендованные материалы
Столбы и опоры Защита от грунтовых вод, агрессивных сред, предотвращение коррозии, разрушения бетона
  • битумные мастики
  • полимерные мембраны (ПВХ, ТПО)
  • полимочевина
Балка под настилом Предотвращение проникновения воды между настилом и балкой, обеспечение герметичности соединений
  • жидкие ГИ составы
  • полимерные мембраны
Дорожное покрытие Защита от воды под настилом и внутри конструкции, герметизация швов, стыков
  • битумные рулонные материалы
  • жидкие ГИ составы
Швы, соединения Компенсация движений моста, предотвращение проникновения воды, устойчивость к нагрузкам
  • полимочевина
  • силиконовые или полиуретановые герметики
  • полимербетон
Кабельные системы Защита от коррозии, влаги, устойчивость к механическим повреждениям, УФ-излучению.
  • полимерные мембраны
  • полимочевина
Дренажные системы Эффективный отвод воды, предотвращение её скопления
  • жидкие ГИ составы
  • битумные материалы
Фундамент Защита от грунтовых вод, обеспечение непрерывности гидроизоляционного слоя
  • цементные
  • битумно-цементные смеси
  • полимочевина

Полимочевина для гидроизоляции мостов от «Химтраст»

Технологи компании «Химтраст» разработали несколько модификаций полимочевины, которые отвечают требованиям к ГИ таких важных инфраструктурных объектов, как железнодорожные или автомобильные мосты.

Полимочевина — двухкомпонентное напыляемое полимерное покрытие. Формируется в результате реакции полиаминного отвердителя (компонент А) и форполимера на основе изоцианата (компонент Б).

Бесшовное покрытие из ПМ:

  • Обладает высокой прочностью, эластичностью.
  • Подходит для оснований любой формы или размера.
  • Устойчиво к воздействию сточных вод, слабых растворов щёлочей, солей, кислот.

Полимочевина производства «Химтраст» рекомендована «Центральным научно-исследовательским институтом транспортного строительства» для применения в транспортном строительстве и использовании в мостовых конструкциях дорожной одежды.

Испытания Полимочевины Химтраст в «ЦНИИТС»

В центральную лабораторию новых материалов, гидроизоляции и антикоррозийной защиты «ЦНИИТС» мы предоставили образцы, выполненные из компонентов «Полимочевины Химтраст ПМ (твердая) премиум», для определения её физико-механических параметров, прочности сцепления при сдвиге по бетону и влияния тепловой нагрузки.

Специалисты института испытывали плёнки на:

  • Физико-механические показатели — прочность при разрыве, относительное удлинение, водопоглощение, водопроницаемость, теплостойкость, гибкость на брусе.
  • Химическую стойкость к нефтепродуктам, соли, щелочной и кислой средам.

Руководствовались рядом государственных стандартов:

  • ГОСТ 26589-94 «Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний»,
  • ГОСТ Р 55408-2013 «Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых сооружений. Метод определения деформативно-прочностных свойств»,
  • ГОСТ Р 59180-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы полимерные для устройства гидроизоляции плиты проезжей части мостового сооружения. Методы испытаний» и др.

По результатам испытаний «Полимочевина Химтраст ПМ (твердая) премиум» рекомендована для применения в транспортном строительстве и использования в мостовых конструкциях дорожной одежды.

По системе «Химтраст Праймер-ПМ (1К)» толщиной 50-200 мкм + «Полимочевина Химтраст ПМ (твердая) премиум» толщиной 1500-2500 мкм эксперты института проводили и климатические испытания. Для этого мы предоставили бетонные образцы с нанесённым покрытием.

Лабораторные исследования показали следующие результаты трещин, пузырей, морщин или других дефектов на поверхности покрытия обнаружено не было. Напыляемая гидроизоляция, разработанная на основе компонентов «Химтраст», подходит для наружных поверхностей бетонных и железобетонных конструкций мостовых сооружений, эксплуатируемых в условиях холодного и умеренно-холодного климата.

Прогнозируемый срок службы в условиях холодного и умеренно-холодного климата — более 25 лет.

Технология работы с компонентами

Технологию мостовой гидроизоляции рассмотрим на примере «Полимочевины Химтраст ПМ (твердая) премиум».

Подготовка бетонного основания

Минеральные основания очищают от цементного молочка и загрязнений пескоструйным или механическим способом. Потом тщательно обеспыливают промышленным пылесосом или сжатым воздухом.

Трещины, кратеры, выбоины расшивают, а затем заполняют подходящими ремонтными составами. После их высыхания пористое основание обрабатывают праймером, например, «Химтраст Праймер-ПМ (1К)» или «Химтраст Праймер-ПМ 2К».

Подготовка металлического основания

Металлические балки подвергают абразивно-струйной или механической обработке до степени Sa 2.5 или St 3 по ISO 8501-1 и шероховатости 60-150 мкм. После этого поверхность продувают сжатым воздухом. Сразу после очистки основание покрывают «Химтраст Праймер-ПМ (1К)».

Подготовка компонентов и напыление полимочевины

Перед применением необходимо тщательно перемешать полиаминный отвердитель — компонент А. Температура основания должна быть на 3°C выше точки росы. Относительная влажность воздуха — до 85%.

Нанесение полимочевины производят безвоздушным методом при помощи дозаторов высокого давления для термореактивных систем с раздельным подогревом и подачей компонентов, типа Graco Reactor E-XP2 либо аналогичных по характеристикам.

Перед основным слоем рекомендуем нанести предварительный толщиной 0,5 мм и оставить поверхность нетронутой на 5 минут. Этот слой позволит защитить основное покрытие от дефектов, которые могут возникнуть при разности температур ПМ у основания и в других частях покрытия.

Чтобы обеспечить достаточную межслойную адгезию, финишный слой наносят не позднее 12 часов после нанесения предыдущего.

Внимание, чтобы избежать образования пузырей между ПМ и основанием, контролируйте:

  • Отсутствие остаточной влаги на поверхности перед нанесением ПМ.
  • Чистоту оборудования — в установке и пистолете-распылителе не должно быть остатков других материалов, например, пенополиуретана.
  • Соотношение компонентов при смешивании в соответствии с технической информацией.
  • Исправность установки — некорректная работа осушителя приводит к подаче влажного воздуха.

Характеристики готового покрытия:

  • Время первичного отверждения при 20°C — до 30 секунд.
  • Условная прочность на разрыв составляет 14-16 МПа.
  • Твёрдость по Шору А — 85-95.
  • Стойкость к истиранию по Таберу (Н-18, 1 000 об.) — 50 ед.

Пешеходные нагрузки на поверхность возможны уже через час, транспортные — через 7 дней.

Устройство «Полимочевины Химтраст ПМ (твердая) премиум» необходимо производить в соответствии со Стандартом организации (СТО).

Стандарт организации

Кроме гидроизоляции мостов, ПМ подходит для бетонных или металлических конструкций, подверженных абразивному износу, кровель, резервуаров, тоннелей, защиты кузовов автотехники, фундаментов, промышленных полов.

Смотрите видео нашего эксперта о выборе ГИ материалов и правилах работы с полимочевиной:

Если перед вами стоит задача обустроить надёжную и долговечную гидроизоляцию наружной бетонной или железобетонной конструкции транспортного сооружения, то обратите внимание на «Полимочевина Химтраст ПМ (твердая) премиум». Компоненты сертифицированы и рекомендованы к использованию по результатам официальных испытаний в АО «ЦНИИТС».

В нашем каталоге вы найдёте и другие товары для гидроизоляции, утепления, заливки, лакокрасочные покрытия, клеи, химические анкеры. Оформляйте заказ на сайте после простой регистрации. В карточке товара будут доступны актуальные запасы на всех складах компании. Или установите приложение «Химтраст» прямо из браузера и заказывайте продукцию с доставкой в любое удобное время.

Возникли вопросы по товарам, сомневаетесь в выборе, столкнулись с трудностями при оформлении покупки? Звоните, менеджеры ответят на все вопросы по характеристикам, сориентируют по стоимости и срокам доставки.

Поделитесь в соцсетях

Комментарии

{{comment.name}}
{{comment.commentText}}
{{formatDate(comment.created_at)}}
Химтраст
Комментариев нет

Оставить комментарий

Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных

Комментарий успешно отправлен