С развитием транспортной инфраструктуры возрастает потребность в надежных и долговечных материалах для строительства заглубленных сооружений. Полимочевина, как относительно новый строительный материал, привлекает внимание благодаря своим уникальным свойствам. В данной статье рассматриваются основные аспекты применения полимочевины в строительстве, а именно при строительстве заглубленных сооружений транспортной инфраструктуры.
Полимочевина является двухкомпонентным продуктом — изоцианата и смеси смол, имеет быстрое время отверждения в течение 60 сек. Материал обладает высокой прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и отличной адгезией к различным поверхностям. Полимочевина также обладает гидроизоляционными свойствами. Смола представляет собой гомогенную смесь полиэфираминов, характеризующеюся повторяющимися оксипропиленовыми звеньями в основной цепи и удлинителя цепи. В гибридных системах, компонент А дополнительно имеет полиол, удлинитель цепи, в составе которого есть аминогруппа, катализатор. Изоцианат реагирует с концевыми амино- и гидроксильными группами. Существенное отличие гибридной полимочевины от «чистой» в том, что с «чистой» полимочевиной нет необходимости использовать катализатор. «Чистая» полимочевина имеет наиболее высокие физико-механические характеристики. Наличие катализатора в гибридных системах делает этот вид полимочевины более чувствительным к влаге. Кроме того, поскольку катализируемая реакция полиол/изоцианат ведет себя иначе, чем реакция амин/изоцианат, при изменении температуры компонентов, система становится менее надежной.
«Чистую» полимочевину можно использовать в экстремальных условиях — при низких температурах, высокой влажности воздуха. Готовое покрытие сочетает в себе высокую эластичность, прочность, твердость. Оно является наиболее подходящим покрытием, когда предъявляют следующие требования:
- Высокую скорость отверждения;
- Применение в условиях повышенной влажности;
- Применение в условиях низких температур — до минус 40 °С;
- Стойкость к истиранию;
- Непроницаемость мембраны;
- Химическую стойкость.
Высокие требования предъявляются к гидроизоляционным материалам при строительстве заглубленных сооружения транспортной инфраструктуры открытым способом, которые описаны в СП 120.13330 и СП 122.13330.
Покрытие «Химтраст Полимочевина» удовлетворяет требованиям к характеристикам полимерных гидроизоляционных материалов (табл. 5.8 СП 120.13330 Метрополитены). Рассмотрим физико-механические характеристики «Химтраст ПМ (твердая) премиум» в таблице 1.
Таблица 1 — Характеристики готового покрытия
Параметр | Химтраст ПМ (твердая) премиум | Метод испытания |
Твердость по Шору А (через 7 дней при +23°C), усл. ед., не менее | 85-95 | ГОСТ 24621 / Измеритель твердости по шкале Шор А |
Относительное удлинение при разрыве, (через 7 дней / при +23°C), %, не менее | 402 | ГОСТ 11262 / Испытательная машина типа ИРМ для определения физико-механических параметров |
Прочность при разрыве, (через 7 дней / при +23°C), МПа, не менее |
21,04 |
|
Адгезия к основанию, через 24 часа, МПа, не менее — Бетон — Металл |
2,9 4,75 |
ГОСТ 28574 / Прибор измерения адгезии методом нормального отрыва |
Теплостойкость (в течение 2 часов), ºС, не менее | +160 | ГОСТ EN 1110–2011 |
Гибкость на брусе с закругленным радиусом 10 мм, °C | −25 | ГОСТ 2678–94 |
Водопоглащение в течение 24 часов, % | 0,93 | ГОСТ 4650–2014 |
Водонепроницаемость при гидростатическом давлении в течение 24 ч, МПа, не менее | 0,3 | ГОСТ Р 55405–2013 |
Ниже приведены схемы устройств гидроизоляционной системы «Химтраст ПМ» по системе изоляции открытым способом и методом «стена в грунте».
Рисунок 1 — Устройство гидроизоляционной системы «Химтраст ПМ» по системе изоляции открытым способом
Рисунок 2 — Устройство гидроизоляционной системы «Химтраст ПМ» методом «стена в грунте»
Рисунок 3 — Устройство гидроизоляционной системы «Химтраст ПМ» методом «стена в грунте» с применением шпунта Ларсена
Примеры применения полимочевины:
1. Строительство тоннелей в мегаполисах
В проекте строительства тоннеля для метро в Москве полимочевина использовалась как гидроизоляционное покрытие для защиты стен тоннеля от влаги и химического воздействия грунтовых вод. Благодаря ее гидроизоляционным свойствам удалось значительно снизить риск затопления и коррозии конструкций.
2. Подпорные стены в условиях повышенной влажности
В проекте строительства автомобильной трассы в районе с высоким уровнем грунтовых вод полимочевина была применена для защиты подпорных стен. Она обеспечила герметичность конструкции и предотвратила разрушение стен от воздействия влаги и давления грунта.
3. Защита фундаментов мостов
При строительстве моста через реку Волга полимочевина использовалась для защиты фундаментов от коррозии. Нанесение полимочевины на поверхности фундаментов обеспечило долговечность и устойчивость конструкций к механическим и химическим воздействиям.
Полимочевина демонстрирует высокую эффективность при строительстве заглубленных сооружений транспортной инфраструктуры открытым способом. Конкретные примеры применения показывают, что этот материал способен значительно повысить надежность и долговечность конструкций. Однако, учитывая его стоимость и необходимость в специальном оборудовании, применение полимочевины должно быть обосновано в каждом конкретном случае. В будущем ожидается дальнейшее развитие технологий, что может расширить применение полимочевины в строительной отрасли.
Комментарии
Оставить комментарий
Комментарий успешно отправлен